Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2024 года. Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2024 года. Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Елагиной О.К., Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью «ВКО» Васильева В.К. (доверенность от 22.08.2022), рассмотрев 01.08.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Олонецкого национального муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 по делу № А26-9580/2022, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «ВКО», адрес: 432045, г. Ульяновск, Московское шоссе, д. 38, оф. 22, ОГРН 1137327002460, ИНН 7327068899 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Администрации Олонецкого национального муниципального района, адрес: 186000, Республика Карелия, г. Олонец, ул. Свирских дивизий, д. 1, ОГРН 1021001027629, ИНН 1014002151 (далее - Администрация), о взыскании 5 204 074 руб. убытков, причиненные прекращением муниципального контракта от 03.07.2020 № 0106300009120000030 (далее - Контракт) и 576 221 руб.10 коп. неустойки, начисленной за период с 18.01.2021 по 31.03.2022 и с 01.10.2022 по 20.10.2022. Кроме того, истец просил взыскивать неустойку с 20.10.2022 по день фактического погашения долга. Решением суда от 31.01.2024 иск удовлетворен в части взыскания с Администрации в пользу Общества 5 204 074 руб. задолженности, 574 920 руб. 08 коп. неустойки, начисленной за период с 18.01.2021 по 31.03.2022 и с 02.10.2022 по 20.10.2022, а также неустойки с 21.10.2022 на сумму основного долга по день фактического исполнения денежного обязательства, 47 000 руб. в возмещение расходов по оплате судебной экспертизы. В остальной части иска отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2024 принят отказ Общества от требований в размере 247 700 руб. в части устранения выявленных недостатков. В указанной части производство по делу прекращено. В остальной части решение суда от 31.01.2024 оставлено без изменения. В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит обжалуемые судебные акты отменить, в иске отказать. В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов. В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы. Иные лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как установлено судами, Администрация (заказчик) и Общество (подрядчик) 03.07.2020 заключили Контракт на проектирование объекта капитального строительства «Реконструкция канализационных очистных сооружений города Олонца Республики Карелия», согласно техническому заданию, по исходным данным, предоставляемым заказчиком. В соответствии с пунктом 1.2 Контракта заказчик поручает, а подрядчик обязуется выполнить работы по проектированию объекта капитального строительства «Реконструкция канализационных очистных сооружений города Олонца Республики Карелия» (далее - проектная документация), в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию», «ГОСТ Р 21.1101-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система проектной документации для строительства. Основные требования проектной и рабочей документации», условиям контракта, Технического задания (Приложение №1 к Контракту), а заказчик принять и оплатить работы, выполненные в полном объеме без замечаний. Согласно пункту 2.3.1 Контракта Общество обязалось разработать проектную документацию согласно Техническому заданию (Приложение № 1 к Контракту), в соответствии с исходными данными, выданными заказчиком, учитывая рекомендации заказчика, в сроки, предусмотренные пунктом 1.4 Контракта. Пунктом 1.4 Контракта предусмотрено, что период выполнения работ: с даты заключения Контракта и не позднее 01.11.2021, в два этапа. Первый этап с даты заключения контракта до 31.10.2020 включает в себя разработку технологических решений, предоставление заказчику для проверки. Согласование в установленном порядке с заинтересованными организациями. Выполнение инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-экологических и инженерно-гидрометеорологических изысканий. Разработка проектной документации. Второй этап с 01.11.2020 до 01.11.2021 включает в себя получение положительного заключения государственной экспертизы. Разработка рабочей и сметной документации. Согласование рабочей и сметной документации с уполномоченным органом в установленном заказчиком порядке. Сдача выполненных работ заказчику. В соответствии пунктом 11.9 Контракта все приложения, указанные в Контракте, являются его неотъемлемой частью: Приложение №1 - Техническое задание на проектирование объекта капитального строительства «Реконструкция канализационных очистных сооружений города Олонца Республики Карелия». В соответствии с пунктом 6 Приложения № 1 Контракту стадийность проектирования включает в себя - проектная документация; рабочая документация. Администрация обязалась в соответствии с пунктом 2.15 Контракта своевременно принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в соответствии с разделом 4 Контракта, назначить своего ответственного представителя для контроля за выполнением подрядчиком работ по Контракту и согласования организационных вопросов, исполнять обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и условиями Контракта. Пунктом 24 Приложения № 1 к Контракту также закреплено, что в перечень «Исходных данные, предоставляемых заказчиком» входит: - градостроительный план на участок КОС и КНС; - правоустанавливающие документы на земельный участок КОС и КНС; - утвержденный проект планировки и межевания территории для выпуска очищенных вод (при необходимости); - решение о предоставлении водного объекта в пользование и согласование точки сброса; - данные для расчета баланса водоотведения: классификация жилых домов, социально-бытовых и производственных объектов, численность населения, характеристика водного объекта куда будет осуществлять сброс очищенных сточных вод; - технические условия на присоединение КОС и КНС к сетям инженерного обеспечения (электроснабжения, теплоснабжения, связи и т.д.); - технические условия на пересечение железнодорожных путей и автомобильных дорог (при необходимости). Исходные данные и требования для разработки инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций Главного МЧС России по Республике Карелия; - справка о дальности вывоза строительных отходов на период строительства; - справка о дальности вывоза отходов с КОС на период эксплуатации; - справка о времени прибытия пожарного расчета на площадку очистных сооружений; - заключение Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия об (наличии) историко-культурных объектов на проектируемых площадках и трассах; - справка о рыбохозяйственной категории водоема, в который будет осуществляться сброс сточных вод. Дополнительные исходные данные, которые могут понадобиться в процессе проектирования, предоставляются заказчиком по письменному запросу проектировщика. Письмом от 03.07.2020 № 286-07 Общество сообщило Администрации о том, что ответственным лицом за выполнением работ по Контракту назначен руководитель проектов Общества Сухоруков Дмитрий Константинович, и запросило у главы Администрации дополнительные данные. В ответ на запрос от 03.07.2020 № 287-07 Администрация электронным письмом от 15.07.2020 № 5523 представила: градостроительный план земельного участка от 31.08.2018, решение о предоставлении водного объекта в пользование от 20.12.2019 № 397. Письмом от 06.07.2020 № 292-07 Общество запросило у Администрации согласно требованиям СП32.13330.2018 протоколы анализа исходных стоков за последние три года официальным сопроводительным письмом. Письмом от 06.07.2020 № 293-07 Общество запросило у Администрации информацию об организации, с которой заключен договор на вывоз мусора на период эксплуатации канализационных очистных сооружений, а также тариф, расстояние и место вывоза, также информацию по каждому населенному пункту, планируемому к подключению к проектируемой станции очистки стоков численность населения (с учетом перспективного развития), количество привозных стоков (либо количество населения, не имеющего канализации и пользующегося выгребными ямами), информацию о предприятиях (род деятельности, объем производственных стоков). Письмом от 06.07.2020 № 293-07 Общество уведомило Администрацию о направлении на объект 21.07.2020 сотрудников Общества. Письмом от 29.10.2020 № 446-10 Общество направило Администрации разработанную посадку зданий и сооружений на выделенном земельном участке с просьбой внести изменения в выданный ранее градостроительный план земельного участка номер RU10509000-149 в части места допустимого размещения зданий, строений и сооружений. Письмом от 29.10.2020 № 447-10 Общество направило Администрации письмо с требованием разработать и передать проект планировки и межевания территории для сбора коллектора (выпуска очищенных сточных вод) либо внести изменения в выданный градостроительный план земельного участка (учесть трассу сбросного коллектора). В ответ на указанное письмо 09.11.2020 Администрация сообщила, что невозможно разработать и передать проект планировки и межевания территории для сбросного коллектора (выпуска очищенных сточных вод) либо внести изменения в выданный ранее градостроительный план земельного участка (учесть трассу сбросного коллектора), и предложила Обществу самостоятельно произвести разработку указанных проектов и подать заявку на увеличение стоимости цены Контракта, либо ожидать проведения Администрацией конкурсных процедур с целью привлечения сторонних организаций для выполнения указанных мероприятий. Письмом от 30.10.2020 № 448-10 Общество уведомило Администрацию, о том что им выполнено техническое обследование существующих зданий и сооружений канализационных очистных сооружений. Ведутся работы по выполнению инженерных изысканий на площадке планируемой трассы выпуска. Работы проводятся с привлечением субподрядчика - общества с ограниченной ответственностью «ОнегоПутьсервис» (г. Петрозаводск). В ходе выполнения работ Обществом был проведен анализ используемых и наиболее перспективных технологий очистки стоков. Разработанная технологическая схема очистки подлежит направлению 02.11.2020. Разработанные разделы ТХ и АТХ проектной документации подлежат направлению в срок до 13.11.2020. Общество сообщило, что часть исходно-разрешительной документации, перечисленной в пункте 24 Технического задания и запрошенной Обществом письмом от 03.07.2020 № 287-07, заказчиком не передана, а именно: - Технические условия на подключение КОС к сетям инженерного обеспечения; - Исходные данные и требования для разработки инженерно-технических мероприятий ГО и ЧС; - Заключение Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия об отсутствии (наличии) историко-культурных объектов на проектируемых площадках и трассах; - Справка о рыбохозяйственной категории водоема, в который будет осуществляться сброс сточных вод. В связи с чем, Общество просило в кратчайший срок передать недостающую исходно-разрешительную документацию, и перенести срок сдачи работ по 1 этапу согласно план-графика, на 15.12.2020. В ответ на указанное письмо 12.11.2020 № 9164 Администрация сообщила об отказе в продлении (перенесении) сроков, а также уведомила о невозможности представить запрашиваемые документы. Письмом от 30.10.2020 № 449-10 Общество уведомило Администрацию, что для завершения работ по инженерно-геологическим и экологическим изысканиям, необходим доступ на существующие канализационные очистные сооружения сотрудникам субподрядных организаций. Во исполнение пункта 25 Приложения № 1 к Контракту Общество письмом от 02.11.2020 № 452-11 направило для согласования в адрес Администрации разработанную техническую схему канализационных очистных сооружений. В ответном письме от 12.11.2020 № 9164 Администрация отказалась согласовывать разработанную техническую схему канализационных очистных сооружений, сославшись на то, что указанная схема не соответствует техническому заданию, в части объема производительности и мощности оборудования. Письмом от 11.11.2020 № 459-11 Общество в ответ на предложение Администрации, поступившее в письме от 09.11.2020 № 9038, разработать проект планировки и межевания для сбросного коллектора (выпуска очищенных сточных вод) сообщило о готовности выполнить указанные работы стоимость 871 313 руб. согласно сметному расчету. Выполнение работ предполагалось с даты подписания дополнительного соглашения. Письмом от 18.11.2020 № 485-11 Общество просило Администрацию, в целях обеспечения должного информационного взаимодействия, организовать проведение еженедельных рабочих совещаний посредством видеосвязи. Со стороны Общества в совещании будут принимать участие - директор Прокофьев М.В., руководитель проектов Сухоруков Д.Ю., главный инженер проектов Губин Е.В. Также для оперативного решения возникающих вопросов и контроля хода исполнения Контракта, Общество просило направить информацию о представителях заказчика, непосредственно участвующих в контроле за ходом работ (согласно пункту 2.2.5 Контракта), с указанием должности, определения полномочий и указанием способов связи. Одновременно Общество сообщило, что не обращалось с просьбой о продлении срока исполнения Контракта. Письмом от 16.11.2020 № 486-11 Общество в ответ на oтказ в согласовании предлагаемой технологии очистки стоков в связи с несоответствием техническому заданию в части, касающейся мощности энергопринимающих устройств, сообщило Администрации, о том, что в техническом задании такие требования отсутствуют. Также отсутствуют условия, ограничивающие максимальную мощность в 250 кВт. Общество запросило информацию от энергоснабжающей организации подтверждением ограничения электрической мощности (либо технические условия). Одновременно Общество проинформировало заказчика об объектах проектирования с использованием аналогичной технологии очистки и близких по производительности; запрашиваемая электрическая мощность была согласована заказчиком и удовлетворяла требованиям экспертов. В ответ на информацию о согласовании Администрацией расчета расходов хозяйственно-бытовых стоков по канализационным насосным станциям в объеме 4200 мЗ /сутки, в своем значительным превышением, предусмотренной условиями Контракта мощности проектируемых канализационных очистных сооружений (3000 куб.м/сут, уточняется при проектировании), Общество запросило у Администрации расчет расходов для ознакомления. Кроме того, повторно сообщило, что в соответствии с пунктом 9 Технического задания, необходимо уточнить производительную мощность технологического оборудования в рамках проектно-изыскательских работ. Для выполнения данного условия контракта, в Администрацию Обществом направлен запрос исходных данных от 06.07.2020. Ответ на данный запрос в адрес Общества на 16.11.2020 не поступил. Письмом от 18.11.2020 № 488-11 Общество уведомило Администрацию, что пункт 13 Технического задания, на который приведена ссылка в письме Администрации от 12.11.2020 № 9164, изложен в следующей редакции: «Требования к архитектурным и объемно-планировочным решениям, к внутренней и наружной отделке зданий». Подпункт 13.4 «Предусмотреть локальную котельную на топливе (уголь, газ)» не содержит требований к подрядчику производить обоснование выбора типа котельной. Тем не менее, Общество направляет сравнительный анализ затрат на отопление, в котором основные показатели по энергоносителям - электроэнергии, дизельному топливу, магистральному газу, паллетам и каменному углю. Данный анализ является предварительным, расход тепла определен расчетным способом в 425,4кВт/час на планируемое здание очистки и АБК. Стоимость энергоносителей взяты из свободных источников и требуют уточнения. Природный газ является более перспективным и энергоэффективным источником энергии, а также наносит меньший вред окружающей среде. Кроме того, необходимо учесть, что котельная на топливе будет обладать большей степенью автоматизации, что повлечет за собой уменьшение количества производственного персонала. Общество просило принять решение по типу используемого топлива и выдать технические условия на отопление, вентиляцию и ГВС, проектируемого КОС. Письмом от 27.11.2020 № 513-11 Общество уведомило Администрацию о том, что в связи с отсутствием исходных данных по притоку сточных вод на существующие очистные сооружения, расхода сточных вод выполняется в соответствии с указаниями раздела 5 СП 32.13330.2012. правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85». Общество просило согласовать производительность очистных сооружений канализации в 3000 куб.м/сут. Письмом от 27.11.2020 № 514-11 Общество просило Администрацию рассмотреть и согласовать программы выполнения инженерных изысканий. Письмом от 08.12.2020 № 528-12 Общество уведомило Администрацию о том, что представленный в адрес исполнителя расчет «Расчетные расходы сточных вод от д. Рыпушкалицы и г. Олонец на очистные сооружения» требует корректировки, и приведения в соответствие требованиям нормативных документов. В ответ на указанное письмо 30.12.2020 Администрация сообщила, что Общество не учитывает дополнительные расходы сточных вод, а также перспективы развития, как в жилом фонде, так и в производственной сфере. Письмом от 11.12.2020 № 536-12 Общество просило Администрацию организовать рабочее совещание в формате видеосвязи с предполагаемый перечнем вопросов: 1) Сдача работ по 1 этапу Контракта; 2) Рассмотрение заказчиком расчета производительности (направлен 27.11.2020); 3) Выдача технических условий на подключение к сетям водоотведения (запрос от 02.12.2020); 4) Согласование схемы очистки (запрос направлен 02.11.2020); 5) Согласование трассы выпуска (запрос направлен 29.10.2020). Письмом от 25.12.2020 № 562-12 Общество просило Администрацию, в соответствии с решениями, принятыми на совещании, проведенном 17.12.2020 совместно с представителем заказчика, для уточнения расчета производительности канализационных очистных сооружений: заполнить Таблицу № 1. (Основание - СП 30.1333.2016). В ответ на указанное письмо 30.12.2020 Администрация представила Таблицу № 1. (Основание - СП 30.1333.2016). Письмом от 25.12.2020 № 566-12 Общество направило Администрации протокол, составленный по результатам совещания, проведенного 17.12.2020, с просьбой ответственных лиц подписать протокол и направить в адрес заказчика оригинал почтой, скан-копию - на адрес электронной почты. В ответ на указанное письмо 30.12.2020 Администрация отказалась от подписания протокола, сославшись на то, что Обществом первый этап работ до 31.10.2020 не выполнен. Письмом от 25.12.2020 № 567-12 Общество уведомило Администрацию, что в переданной Обществом 17.12.2020 проектной документации на реконструкцию канализационных сетей отсутствуют данные о местах установки дождеприемников и локальных очистных сооружений. Общество просило уточнить информацию о местах установки, так как это необходимо для определения расчетных концентраций загрязняющих веществ. Письмом от 25.12.2020 № 565-12 Общество направило в адрес Администрации результаты выполненных работ по 1 этапу Контракта: - разработанные технологические решения (Разделы ИОС 7.1, ИОС 7.2); - отчеты об инженерных изысканиях (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-экологические, инженерно-гидрометеорологические); - отчеты об обследовании существующих сооружений; - разработанную проектную документацию. Общество просило принять и оплатить выполненные работы на основании накладной на передачу документации от 28.12.2020 № 1, акта об оказании услуг от 28.12.2020 № 69, счета на оплату от 28.12.2020 № 76. В ответ на указанное письмо 18.01.2021 Администрация отказалась от приемки выполненных работ, сославшись на то, что документация не соответствует техническому заданию, в части производительности 3000 куб.м/сут и мощности оборудования 329,25 кВт. Письмом от 12.01.2021 № 002-01 Общество просило Администрацию, внести корректировки в ранее направленную таблицу № 1, а именно - в пункте 3 указать численность населения, проживающего в населенных пунктах с водопользованием из водоразборных колонок в г. Олонец, в пункте 9 - указать численность населения не подключенного к сетям централизованной канализации, проживающего в населенных пунктах Олонецкого района. Также Общество просило направить официальным письмом данные по численности населения: города Олонец, деревень Верховье, Иммалицы, Капшойла, Путилица, Рыпушкалицы, Судалица, Татчелица, Тахтасово. Письмом от 01.02.2021 № 040-02 Общество сообщило Администрации, что заказчиком направлен ответ на письмо от 12.01.2020 № 002-01, содержащее запрос исходных данных для производительности, а именно - численности населения с разбивкой по населенным пунктам Олонецкого района, а также о необходимости корректировки ранее направленной в наш адрес документации в связи с задвоением представленных в ней данных. Общество просило организовать совещание в формате видеоконференции для организации работ по реализации Контракта. В ответ на указанное письмо 05.02.2021 Администрация отказалась предоставлять исходные данные для производительности, а именно - численности населения с разбивкой по населенным Олонецкого района. Письмом от 15.02.2021 № 057-02 Общество просило Администрацию по результатам проведенного 15.02.2021 совещания по видеоконференцсвязи, назначить техническое совещание, с целью утверждения производительности очистных сооружений. В ответ на указанное письмо 12.11.2020 Администрация сообщила об отказе в продлении (перенесении) сроков, а также уведомило о невозможности представить запрашиваемые документы. Администрация 12.03.2021 направила Обществу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта со ссылкой на нарушение сроков сдачи 1 этапа работ. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 03.10.2022 по делу № А26-5872/2021 решение Администрации от 12.03.2021 № 2051 об одностороннем отказе от исполнения Контракта признано недействительным. Отменяя решение суда первой инстанции по делу № А26-5872/2021, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности и взаимной связи, в частности условия Контракта, переписку сторон, их действия при исполнении контрактных обязательств, исходил из факта неисполнения подрядчиком принятых на себя обязательств по Контракту в установленный срок по передаче заказчику результата работ надлежащего качества, что является существенным нарушением его условий, недоказанности факта наличия препятствий к выполнению Контракта со стороны заказчика, отсутствия доказательств приостановления производства работ в соответствии с положениями статей 716, 719 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), и пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований о признании обжалуемого решения недействительным, одновременно признав отказ Администрации от Контракта правомерным, с чем согласился суд округа Полагая, что при вышеизложенных обстоятельствах выполненные работы подлежат оплате, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции удовлетворил иск в части. Апелляционная инстанция приняв отказ истца от части требований, в остальной части оставила решение суда без изменения. Изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ). Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок (пункт 1 статьи 716 ГК РФ). В соответствии с пунктом 3 статьи 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 названной статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков. В случаях, когда исполнение работы по договору подряда стало невозможным вследствие действий или упущений заказчика, подрядчик сохраняет право на уплату ему указанной в договоре цены с учетом выполненной части работы (пункт 2 статьи 718 ГК РФ). Исходя из пункта 1 статьи 719 ГК РФ, подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности, непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ). Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 названной статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 719 ГК РФ). Судами установлено, что подрядчик не смог выполнить предусмотренные Контрактом работы в полном объеме по причине не предоставления заказчиком исходных данных. Судом была назначена судебная экспертиза, при проведении которой эксперт общества с ограниченной ответственностью «Межрегиональный центр экспертиз «Северо-Запад» Михайлова Г.Ю. в заключении от 18.09.2023 № 800/23-АС/РК, с учетом пояснений от 05.01.2024, пришел к следующим выводам: - работы по Контракту выполнены на 50% на сумму 5 204 074,00 руб.; - состав, содержание выполненных проектных работ соответствует положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 и Контракту; - результат работ имеет для заказчика потребительскую ценность, а значит дальнейшее использование документации возможно; - стоимость устранения выявленных недостатков составляет 5 204 074,00 руб., т.е. фактически оставшиеся 50% стоимости работ по Контракту; - выполнение работ без предоставления утвержденного проекта планировки территории (запрошено письмом от 29.10.2020 № 447-10), предусматривающего строительство, реконструкцию линейного объекта, а также исходных данных (запрошены письмами от 03.07.2020 № 287-07 (с учетом пункта 24 Технического задания), от 06.07.2020 № 293-07, от 27.11.2020 № 513-11, от 27.11.2020 № 514-11, от 08.12.2020 № 528-12, от 25.12.2020 № 567-12, от 12.01.2021 № 002-01, от 01.02.2021 № 040-02), в части получения положительного заключения государственной экспертизы не представляется возможным. Судами установлено, что указанное заключение соответствует требованиям статей 82, 83, 86 АПК РФ, содержит все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения, основано на представленных документах, является ясным и полным, противоречий в выводах эксперта не имеется. Суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, условия Контракта, приняв во внимание, что невозможность получения положительного заключения государственной экспертизы обусловлена неоказанием заказчиком необходимого содействия при выполнении работ, пришли к выводу о возникновении у заказчика обязательства по оплате выполненных работ, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования в оспариваемой части. Кассационная инстанция не усматривает оснований не согласиться с выводами судов и признает, что судами установлены все существенные обстоятельства дела, правильно применены правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, спор разрешен в соответствии с установленными обстоятельствами и представленными доказательствами при правильном применении норм процессуального права. Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены судом кассационной инстанции и отклонены, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, а фактически сводятся к несогласию с выводами судов и направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено. Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.01.2024 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 по делу № А26-9580/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Олонецкого национального муниципального района - без удовлетворения.
|